Инструментальный (коммерческий) тип относится к достижительному классу мотивации. 

Характеристика

     * интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации); Он оценивает в деньгах свое рабочее время. На вопрос «За что ты получаешь деньги», скорее всего он будет говорить о затраченном на работу времени.

    * важна обоснованность цены, не желает "подачек". Мотивирует этого человека «заработанность»денег, которые он получает. Это удовлетворяется схемами оплаты с прямой зависимостью заработной платы от результатов труда.

    * важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно. 

     Эти люди предпочитают конкретные договоренности по оплате труда, деньги для них существенно важнее, чем похвала, благодарности, доска почета. Но они любят деньги, заработанные собственным трудом на основе согласованных правил. Они постоянно сравнивают свои доходы с аналогичными должностями и смежными профессиями. И гораздо чаще просят повышения зарплаты. Общеизвестно, что хорошего специалиста эффективнее переманить, чем вырастить.

И многие этим пользуются. 80% людей, которые увольнялись из-за денег – "инструменталы". Нет смысла "заморачиваться" на какие-то чувства по отношению к ним и строить отношения. Это высокооплачиваемые наемники, которые постоянно ищут более щедрого работодателя.

Зная это можно утверждать, что лучше всего на сотрудников с таким типом мотивации влияет четкая шала и система стимулирования, причем ориентированная на такие критерии, которые зависят непосредственно от этого человека.